"Вся удивительная новизна «новой этики» заключается в том, что, мол, а давайте со всеми и всегда вести себя так, как будто по умолчанию за них есть кому заступиться." #tkh_archive Да не существует никакой «новой этики», прекратите это так называть. Это все та же старая, как мир, этика, просто раньше это называлось «вести себя достойно» и распространялось только на тех, у кого это самое достоинство было. Те, кто словом «достоинство» называли какие-то свои части тела, из этого дискурса исключались, и про них говорили: «Ну, что ты от него хочешь, он же…» Хватать за жопу коллег никогда не было этично. Спать с подчиненными никогда не было нормально. Для седых профессоров совращать первокурсниц никогда не было окей. Какая, нафиг, «новая этика»? Всё, что происходит сейчас, – это банальное проговаривание до того негласных штук. Что присвистывание и сальная шуточка – это не приятно, а оскорбительно в лучшем случае, и пугающе – в худшем. Что секс с человеком, который находится в пьяной отключке, – это омерзительно и является изнасилованием. Что называть кого-то жирным – это некрасиво. Что прямые и косвенные угрозы увольнением в случае отказа в «любви и ласке» - это чудовищно. Что детей бить не хорошо, в конце концов! Просто раньше казалось, что это как-то.. хм.. Очевидно? Знаете, в крупных аэропортах-хабах, вроде лондонского Хитроу или стамбульского Ататюрка, в туалетах висят таблички на нескольких языках: «Пожалуйста, не мойте ноги в раковине. Пожалуйста, смывайте за собой в туалете. Пожалуйста, не мочитесь на пол». И это кажется немного дико. Ну серьезно, кто все эти люди, которым нужно такие вещи ПОЯСНЯТЬ? И не на остановке автобуса в богом забытой деревне страны третьего мира, а в грандиозных сверкающих дороговизной престижных аэропортах мира? А потом на пересадке ты заходишь в туалет какого-нибудь Шар Де Голля и видишь женщину в чадре, с ногой, задранной в раковину. Потому что она выросла далеко не в Сен-Жермене, и у неё понятия того, что есть «прилично», несколько отличаются. (Она, например, может в ужасе и брезгливости наблюдать за вами, потому что ей вообще не понятно, как это можно после долгой дороги не помыть ноги, но это другая история). В общем, постепенно мы приходим к тому, что если имеешь дело с большими, так сказать, народными массами, разнородными в своем составе, банальные вещи лучше проговорить. Максимально доступно. Мало ли, какой у человека бэкграунд. Поэтому вся эта «новая этика» и «бесконечные разговоры про харассмент» - это не изобретение морального велосипеда, это вербализация того, что всегда и было нормой. Простой тест. Если вы правда считаете, что сказать девушке про то, что у нее аппетитные сиськи, или ударить по заднице – это не оскорбительно, а такой вполне приемлемый способ «подбодрить», который всегда работал, пока не пришли эти феминистки с леваками и всё не испортили, скажите – а вы сделали бы это, если бы рядом находился ее отец? А если он ваш начальник? Видите – это никогда не было «нормальным». Просто раньше это было ненаказуемым. А это – разные понятия. В отличие от арабской женщины в чадре, которая впервые попала в европейскую часть мира, человек, который паркуется на газоне, курит там, где нельзя, или ссыт мимо унитаза, как правило в курсе, что так делать не очень хорошо. Поэтому часто к табличке «не парковаться в клумбах» нужна другая, про «штраф – лопатой по стеклу». В таких случаях тот же самый человек, который на повышенных тонах вам рассказывал про то, что «да всю жизнь так все делали», внезапно перестаёт так делать. И проявляет чудеса этической чуткости в понимании собственных поведенческих границ. Мужчины начинают «фильтровать базар», когда за него можно и «ответить». Профессора резко перестают рассказывать про «любви все возрасты покорны», если второкурсница – дочка высоко сидящего офицера. Присвистывать вслед жене начальника как-то не хочется. Кстати, дамы, что это вы делаете такие лица, как будто вас это всё не касается? Скидывать всю работу на безотказного Игоря, потому что «ну, ты же единственный тут мужчина» как-то меньше тянет, если он еще и единственный сын заведующей отделением. Унижать мужа-мямлю и кричать ему, что он мало зарабатывает и ноль в постели, почему-то как сподручнее наедине, а не при свекрови, в квартире которой вы живете. Советовать начальнице сбросить пару десятков кило и объяснить, что ей нужно замуж и рожать, почему-то не приходит в голову. В общем, всё кристально ясно всем про этические нормы, давайте не прикидываться. Только вот есть категория людей, которые вспоминают о них, только если есть ненулевой шанс «огрести». Вся удивительная новизна «новой этики» заключается в том, что, мол, а давайте со всеми и всегда вести себя так, как будто по умолчанию за них есть кому заступиться. Для людей, которые и так старались «вести себя достойно», этика никак не изменилась с эпохи Брежнева до эпохи тиндера. А вот для тех, кто упорно ссыт на пол, пока никто не видит, появилась поясняющая табличка. И штраф лопатой. Вот и вся моральная революция.